Растворы. Зайнетдинов Т.И.
На вопросы компании «Эй Ти Консалтинг» по российскому рынку буровых растворов ответил Зайнетдинов Т.И., технический директор "СНФ-Балтреагент"
Вопрос: Тимур Имберович, Ваша компания специализируется на поставках химических реагентов на основе полиакриламида. Как Вы оцените ситуацию в целом на этом рынке?
Т.И.: Если мы говорим об общей картине, следует учесть, что полиакриламид является одним из основных реагентов группы синтетических полиэлектролитов – флокулянтов и коагулянтов. В эту группу входят также органические коагулянты – поликваты типа полидиметилдиаллиаммоний хлорида, полиаминов и т.д. Как правило, все крупные производители полиакриламида выпускают и поликваты.
На мой взгляд, рынок данных реагентов весьма зрелый, технологии производства и применения этих полимеров давно отработаны. Основную долю продуктов на рынке выпускают несколько крупных производителей (в алфавитном порядке) - Ashland (Stockhausen), Ciba, Kemira (Cytec), Hengju, Nalco, SNF.
Важно отметить, что этот рынок в значительной степени диверсифицирован с точки зрения областей применения. Среди основных рыков сбыта - муниципальная водоочистка и подготовка питьевой воды, промышленная водоочистка, горно-обогатительные предприятия, ЦБК, повышение нефтеотдачи, бурение. Как видите, некоторые из указанных выше отраслей не связаны между собой.
Вопрос: Как повлиял текущий кризис на рынок полиакриламида?
Т.И.: Естественно, в условиях экономического кризиса потребление наших продуктов снизилось, но по разным отраслям промышленности – в разной степени. В тех отраслях, где наблюдается значительный спад производства, например, в металлургии, сейчас потребляют намного меньше флокулянтов и коагулянтов. Напротив, коммунальные предприятия пока практически сохранили объемы потребления.
Вопрос: Какова доля продуктов, производимых вашей компанией для бурения, в общем объеме производства? Есть ли какие-либо особенности у этого рынка?
Т.И.: Мы выпускаем серию добавок для буровых растворов на водной основе под торговой маркой FLODRILL. В частности, это загустители, добавки для снижения водоотдачи и экстендеры бентонита. Я полагаю, что объем выпуска этих продуктов составляет порядка 5% от общего объема производства компании SNF.
Для нас, как для химической компании, рынок буровой химии достаточно специфичен. Этот рынок в значительной степени ориентированный на сервис (особенно за рубежом), спектр используемых продуктов огромен – бентонит, утяжелители, эфиры целлюлозы, разжижители и так далее. Как вы понимаете, мы не занимаемся сервисными услугами и производим только небольшую часть ассортимента. В этой ситуации сложилась следующая модель бизнеса – в основном мы продаем наши продукты сервисным компаниям и специализированным дистрибьютерам, которые предлагают полный спектр буровой химии. Можно сказать, что это уже традиция, так происходит и на российком рынке, и в других странах.
Вопрос: По Вашему мнению, когда следует ожидать стабильности на рынке химреагентов для буровых растворов?
Т.И.: Объем потребления добавок для бурения на основе полиакриламида заметно снизился, пока затрудняюсь сказать, насколько именно – возможно, в диапазоне 30-50%. Я полагаю, что помимо того, что снижается объем бурения, некоторые компании в условиях дефицита денежных средств вынуждены «упрощать» рецептуры буровых жидкостей, использовать меньше дорогостоящих добавок.
Стабильности можно ожидать в 2011 году, если верить макроэкономическим прогнозам, которые не обещают скорого завершения кризиса. Производственные планы и бюджеты компаний на 2010 год будут составляться по результатам 2009 года, и я полагаю, что в планах на 2010 год все будут исходить из пессимистичных сценариев.
Вопрос: Насколько велика доля импортных химических реагентов на основе полиакриламида на российском рынке?
Т.И.: Доля импортных продуктов составляет не менее 70%. Дело в том, что отечественная химическая промышленность не освоила производство ПАА в больших объемах, еще с советских времен существует несколько небольших производств, которые не в состоянии в полной мере конкурировать с крупнейшими западными производителями. Львиную долю российского полакриламида сейчас производит завод, построенный компанией Stockhausen в середине 90-х годов в Перми (в настоящее время этот завод принадлежит компании Ashland).
Вопрос: Основные потребители вашей продукции? Можно ли дать картину с распределением по регионам РФ?
Т.И.: Основные потребители – водоканалы, ЦБК, ГОКи, металлургические заводы, угольные обогатительные фабрики, нефтяные компании,…Как видите, список весьма обширный, соответственно, клиенты есть во всех регионах России, и в европейской части страны, и в Сибири, и на Дальнем Востоке.
Вопрос: Насколько выросли или упали продажи за 2007-2008 гг.?
Т.И.: В 2007 году – рост на 36% в количественном выражении по сравнению с 2006 годом.
В 2008 году – продажи на уровне 2007 года, в первом полугодии был рост, который нивелировался в последние месяцы 2008 года из-за кризиса.
Вопрос: Есть ли у Вашей компании экспортные поставки? Какова их доля в общем объеме продаж?
Т.И.: Экспорта из России нет, ООО «СНФ Балтреагент», как российский филиал компании SNF, занимается рынками стран СНГ, при этом продукты в страны СНГ завозятся с заводов SNF во Франции, США и Китае.
Вопрос: Каковы конкурентные преимущества Вашей компании?
Во-первых, это узкая специализация – мы производим практически исключительно флокулянты и коагулянты, но в данном сегменте рынка мы – эксперты, производим широчайший спектр продуктов в разных товарных формах (порошки, гранулы, таблетки, эмульсии, растворы). Мы стремимся быть, что называется, «на острие» современной технологии, постоянно совершенствуем производство и разрабатываем новые продукты. Я уверен, что мы в состоянии удовлетворить потребности самых взыскательных клиентов.
Во-вторых, на сегодняшний день SNF – мировой лидер отрасли по объемам производства, мы производим ~35% мирового объема. Стратегия нашей компании заключается в постоянном наращивании производственных мощностей и в глубокой интеграции по сырью. Это позволяет минимизировать производственные издержки и иметь низкую себестоимость производства.
Основные производства компании SNF расположены во Франции, США и Китае, всего в группу компаний SNF входит, если не ошибаюсь, 19 заводов. Таким образом, наши производства удачно расположены с точки зрения близости к важнейшим рынкам (Европа, Северная Америка и Юго-Восточная Азия).
Вопрос: Каковы Ваши планы развития на 2009 год и на среднесрочную перспективу (до 2013 года)?
Т.И.: В 2009 году мы ставим себе задачу сохранить всех клиентов компании, несмотря на падение объема потребления. На самом деле для нас резкое падение цен на нефть является некоторым облегчением, так как в результате дешевеет химическое сырье, транспорт и т.д. При этом мы не прекращаем работы по продвижению наших продуктов на новые рынки.
В долгосрочной перспективе мы ожидаем значительного роста рынка. Российский рынок в целом потребляет в несколько раз меньше данных реагентов по сравнению с рынками наиболее развитых стран, что связано с зачастую более низким технологическим уровнем российских предприятий, а также с менее жесткими нормами качества воды. Для того, чтобы представить себе масштаб рынка, приведу несколько цифр. Общий объем потребления полиакриламида и поликватов в России не превышает 20000 тонн. В Германии только муниципальная водоочистка потребляет более 30000 тонн этих реагентов. Мы оцениваем, что в перспективе российский рынок может вырасти в 2-3 раза.
Одним из основных факторов роста является принятие в ближайшем будущем нового стандарта на питьевую воду, в котором ужесточены требования к содержанию вредных примесей, что приведет к значительному росту потребления флокулянтов и коагулянтов.
Еще 10 лет назад было запланировано строительство завода по производству органических коагулянтов в России, для чего SNF приобрел производственную площадку в Ленинградской области, однако проект пока не реализован по причине низкого спроса на данные продукты. С принятием нового стандарта на питьевую воду ситуация должна измениться.
Еще один сегмент, в котором возможен серьезный рост потребления – химические методы увеличения нефтеотдачи типа полимерного заводнения и его модификаций. Уже сейчас это один из основных рынков сбыта полиакриламида, причем в последние годы мы наблюдаем в мировом масштабе всплеск интереса, во многих странах запускаются новые проекты.