Растворы. Боковня М.А.
На вопросы компании «Эй Ти Консалтинг» по российскому рынку буровых растворов ответил Боковня Михаил Александрович, ЗАО "Гамма-Хим"
Вопрос: Михаил Александрович, как на Ваш взгляд сегодня развивается российский рынок сервисных услуг?
М.А.: Рынок сервиса развивается быстрыми темпами, игроки консолидируются друг с другом, также идет поглощение мелких компаний крупными западными и российскими участниками рынка. Если компания не занимается инвестированием в технологии и инфраструктуру, она рискует быть вытесненной с рынка.
Одними из основных показателей рынка является повышенный спрос на инженерный персонал, требования к его квалификации. Крупные игроки рынка, такие как MI Drilling Fluids, НПО Бурение инвестируют в развитие учебных центров подготовки персонала.
Также возрастают требования к эффективности технологий как приготовления буровых растворов, так и к системам очистки. Возрастают требования к качеству и логистике химических реагентов. Конкуренция на рынке поставок оборудования для буровых растворов будет только возрастать.
Вопрос: Каков текущий объем российского рынка сервиса буровых растворов?
М.А.: В настоящее время, объем рынка сервиса буровых растворов ориентировочно составляет 370-400 млн. долларов. Для справки: общий объем рынка российского нефтегазового сервиса составляет приблизительно 8 млрд. долларов. Таким образом, доля сервиса буровых растворов в общем объеме рынка составляет 4,5 – 5 %.
Bопрос: Какой вклад в развитие рынка оказывает передача подрядчикам полного цикла сервиса буровых растворов? Какие преимущества это дает нефтяным компаниям?
М.А.: Объем рынка сервисных услуг по буровым растворам постоянно расширяется, в частности, за счет того, что крупные буровые компании передают объемы работ по приготовлению и обработке бурового раствора специализированным сервисным подрядчикам.
Преимущества для нефтедобывающих компаний заключаются в следующем: отсутствие необходимости расширения штата сотрудников, высвобождение ресурсов для инвестиций в новые технологии, акцентирование на основной сфере деятельности, специализация подрядчиков и, как следствие, повышение качества и эффективности сервиса. Разделение труда, функций заказчика и подрядчика, повышает эффективность работы и конкурентоспособность обеих сторон.
Вопрос: Какова на данный момент структура рынка с точки зрения его участников?
М.А.: Текущих игроков на рынке сервиса буровых растворов можно классифицировать следующим образом:
- Большую часть рынка занимают иностранные сервисные компании, на данный момент они ведут агрессивную политику по удержанию своей рыночной доли и ее увеличению. Это компании MI Drilling Fluids, Halliburton, Baker Hughes.
- В процессе структурной реорганизации крупных нефтедобывающих компаний, наблюдается вывод из их состава вспомогательных и непрофильных производств, не затрагивающих основной бизнес-процесс и сервисные предприятия, находившиеся в структуре нефтедобывающих организаций, пускаются в «свободное» конкурентное плавание. В качестве примера можно привести такие компании, как БК Евразия (Лукойл), Сибирская Сервисная Компания (бывш. Юкос).
- Независимые отечественные компании наращивают свое присутствие и технологическую оснащенность.
Вопрос: Каковы требования заказчиков к работе сервисных организаций?
М.А.: В настоящее время требования к сервисным подрядчикам значительно возрастают. Подрядчик по растворам должен не только обеспечивать присутствие своего персонала в течение всего цикла строительства скважины, но также обеспечить поставки химреагентов, разработать программу промывки скважины, поставку системы очистки бурового раствора. В последнее время наметилась тенденция на то, что растворные подрядчики вплотную занимаются утилизацией и нейтрализацией бурового раствора.
Как правило, полную гарантию качества и сроков поставок химреагентов может гарантировать непосредственный производитель. Так, например, наша компания сама регулирует производство того или иного продукта, будь то смазывающие добавки или крахмалосодержащие смеси