Шламы. Антипин П.К.
На вопросы "Эй Ти Консалтинг" по рынку нефтешламов в России отвечает Антипин П.К., главный инженер ООО "Природа-Пермь"
Вопрос: Петр Карпович, как Вы оцениваете ситуацию на рынке утилизации нефтешламов в настоящее время?
П.К.: ситуация достаточно стабильна. Основными заказчиками во всех регионах являются нефтедобывающие или нефтеперерабатывающие предприятия, ежегодно проводящие тендеры на оказание услуг. В результате, в каждом нефтедобывающем регионе уже сформирован перечень подрядчиков, оказывающих услуги по данному направлению. Возможность участия сторонних подрядчиков и вероятность выигрыша ими тендерных объемов достаточно невелика.
Вопрос: произошли ли какие-либо изменения в Вашем регионе?
П.К.: зависит от временного промежутка, который рассматривать. Если в сравнении с прошлым годом, то практически никаких. Если сравнивать более длительный промежуток времени, то однозначно прослеживается тенденция уменьшения объемов образования нефтешламов, и, соответственно, сокращения объемов оказания услуг в Пермском крае.
Вопрос: сильна ли конкуренция на рынке утилизации нефтешламов в Вашем регионе?
П.К.: да. Причем основным конкурентным преимуществом перед заказчиком пока, к сожалению¸ считаются не качество и опыт оказания услуг, а тендерная цена.
Вопрос: какие компании, на Ваш взгляд, являются основными конкурентами для Вас?
П.К.: ООО «Росэкойл», ЗАО «Элита-Комплекс», ООО «Эмульсионные технологии», ООО «Военная экология».
Вопрос: как Вы считаете, каковы основные проблемы, связанные с утилизацией нефтешламов?
П.К.: Основные проблемы на мой взгляд следующие:
- Отсутствие интереса Заказчиков к заключению длительных договорных отношений, позволяющих уверенно работать и развиваться специализированным предприятиям по обезвреживанию отходов.
- Бюрократичная процедура расширения области действия и переоформления лицензии, требующая первоочередной организации производственных мощностей в новых регионах, а уже после этого проведение оценки лицензирующим органом возможностей оказания данного вида услуг лицензиатом с последующим принятием решения о выдаче лицензии. В условиях отсутствия договорных отношений с Заказчиками в новых регионах (которые невозможно заключить без действующей на территории данного региона лицензии), организация новых мощностей не гарантирует их загрузку и приводит к отрицательному финансовому результату.
- Декларативное отношение Заказчиков к наличию у Подрядчиков сертификатов соответствия стандартам серии ISO 14000 и ISO 9000. Несмотря на то, что фактически в каждом тендере указывается на необходимость наличия данных сертификатов, фактического преимущества их наличие при проведении тендерных торгов не дает.
Вопрос: каковы, на Ваш взгляд, основные сдерживающие факторы на рынке утилизации нефтешламов?
П.К.: отсутствие стабильных долгосрочных контрактов не позволяет подрядным организациям вкладываться в поиск и применение более совершенных технологий и оборудования, сдерживает качественный переход на более высокий технологический уровень обезвреживания нефтешламов.
Вопрос: как Вы оцените перспективы данного рынка в ближайшие три года?
П.К.: cокращение объемов образования нефтешламов, как и объемов ранее накопленных отходов «исторического наследия» советской эпохи.
- Повышение роли добровольной сертификации на соответствие стандартам охраны окружающей среды и качества услуг во взаимоотношениях Заказчика и Подрядчика.
- Повышение ответственности природопользователей за судьбу отходов, начиная с момента их образования до момента завершения цикла обезвреживания за счет развития института добровольной сертификации и повышения эффективности работы государственных природоохранных органов всех уровней.
- Снижение бюрократических барьеров со стороны лицензирующих органов на изменение условий действия лицензии на обращение с отходами при одновременном ужесточении контрольных функций за их исполнением.
Вопрос: ваши конкурентные преимущества на данном рынке?
П.К.: долгосрочный опыт работы – более 10 лет на рынке обезвреживания нефтешламов.
- Комплексный подход к решению проблемы, подразумевающий возможность «с ноля» организации объектов обезвреживания отходов на территории деятельности Заказчика в срок до 6 месяцев с момента принятия решения (длительность срока обусловлена необходимостью переоформления лицензии, выбора участка размещения объекта обезвреживания, разработки и последующей государственной экспертизы проектной документации).
- Гибкая ценовая политика стоимости оказания услуг по обезвреживанию, устанавливаемая в зависимости от срока действия договора и объемов отходов.