Кабеленесущие системы. Агеев С.М.
На вопросы компании «Эй Ти Консалтинг» по рынку кабеленесущих систем в России отвечает Агеев Сергей Михайлович, Директор ООО "Торговый дом "Остек-Системы".
Вопрос: Сергей Михайлович, как вы оцениваете ситуацию на рынке кабеленесущих систем в России? (состояние, тенденции). Каковы перспективы рынка на ближайшие три года?
С.М.: Емкость рынка металлических кабельных лотков в России, по нашей оценке составляет не менее 5 млрд рублей в год. В период с 2004 по 2008 год он стабильно демонстрировал ежегодный прирост около 30%. После кризиса эта динамика снизилась и прирост рынка за 2012г. составил 17,43%. Относительная стабильность политической и экономической ситуации в стране, незначительный общий рост экономики, производства и строительства, увеличение числа реконструируемых и возводимых новых объектов и их инженерных систем – вот факторы, влияющие на рост рынка металлических КНС. Подтверждением этому является рост в смежных отраслях, влияющих на потребление КНС в 2012 году он составил (в финансовых показателях):
- Рынок строительства: +14,7%
- Рынок системной интеграции: +13,8%
- Сегмент ЦОД: +26,2%%
- Рынок силовых кабелей: +13,4%
- Рынок волоконно-оптического кабеля: +15,6%
- Рынок систем теленаблюдения: +13,4%
- Рынок охранной и пожарной сигнализации: +9,8%
Несмотря на общее снижение динамики после кризиса 2008-2009гг, она будет оставаться положительной в ближайшие 2-3 года. Наш прогноз прироста на 2013-2015гг.: 15%, 18% и 16% соответственно. (Заметьте, темпы роста, превышающие 8-10% считаются быстрыми для российской экономики).
Вопрос: Как вы полагаете, какие основные проблемы рынка?
С.М.: На мой взгляд, одной из основных проблем является отсутствие достоверной статистической информации как о выпуске КНС в стране, так и об объемах потребления. Неслучайно участники рынка вынуждены заказывать дорогостоящие исследования посвященные конъюнктуре рынка, долях участников и сегментации с невысокой долей достоверности, зачастую. В Европе же все эти данные доступны по запросу и всегда актуализированы. У нас, по ряду причин, данная статистика недоступна, разрознена или неполна, что приводит к искаженной картине. (мне не раз приходилось видеть исследования рынка КНС с весьма противоречивыми данными, а ведь отсутствие объективной картины затрудняет оперативное и стратегическое планирование бизнеса. Второй основной проблемой считаю отсутствие технической культуры у ряда локальных, мелкий производителей. Это – отсутствие технической документации на изделия, непрозрачная сертификация продукции без проведения должных испытаний, плагиат в области технических решений и примитивная сбытовая политика, основанная на демпинге, что в свою очередь грозит снижением маржинальности по всему продукту (КНС) в целом у тех производителей, которые несут затраты на НИОКР, маркетинг, склады и т.д. и просто не могут позволить себе торговать ниже определенного уровня доходности.
Вопрос: Какова степень конкуренции на этом рынке? Будет ли расти доля иностранных компаний?
С.М.: На рынке КНС сегодня конкурируют около 20 отечественных и зарубежных производителей. Конкуренция усиливается в основном за счет мелкосерийных локальных производств, причем это в основном ценовая конкуренция, т.к. данные производители не могут дать качество и ассортимент, имеющийся у лидеров рынка. Что касается лидеров рынка-отечественных компаний они будут увеличивать производственные мощности в ближайшие год-два, так как достигли предела и последние 5 лет не модернизировали производственные мощности. Что касается европейских производителей, несмотря на кризис в Еврозоне и падение темпов строительства и производства, что вызывает желание локализовать производство в России, конкуренция с их стороны возрастет, но незначительно. Объясняется это тем, что и так небольшая доля присутствия на рынке «импорта» сокращается ввиду высокой цены, логистических рисков и отсутствия полноценных складов. Данные компании держатся на рынке исключительно за счет уникальных продуктов (например тяжелые большепролетные самонесущие лестницы горячего цинкования) и широкому охвату проектных организаций, а также инженерного сервиса.
Вопрос: Как Вы видите динамику развития рынка для небольших компаний?
С.М.: Сегодня на рынке такие компании занимают не более 3-4 %. Безусловно, они могут подрасти настолько, насколько вырастит фоновый спрос, если ситуация в экономике будет стабильной. Особенно это касается нефтегазовой отрасли, где стабильно вводятся объекты согласно долгосрочным программам Газпрома, Сибура, Транснефти и других монополий и есть возможность делать прямые продажи монтажным организациям, однако львиная доля КНС (до 70%) реализуется через дистрибьюторские сети крупных производителей, способных оперативно реализовывать крупные заказы, и на их работе такая конкуренция не отразится. Если же ситуация в экономике ухудшится, то мелкие производители вынуждены будут просто свернуть производство.
Вопрос: Какова основная отрасль потребления кабеленесущих систем?
С.М.: Основное потребление современных кабеленесущих систем (КНС) приходится на гражданское строительство: административно-деловые центры, объекты коммерческой недвижимости, центры обработки данных (ЦОД). Что касается промышленного строительства, там используются, как правило, продукция предприятий ГЭМ.
Вопрос: Как выдумаете, могут ли китайские компании полномасштабно выйти на рынок кабеленесущих систем для нефтегазовой отрасли?
С.М.: Как я говорил ранее, объем рынка КНС в России в сегменте гражданского строительства оценивается в 5 млрд. руб. в год. Рынок по российским меркам небольшой – этим можно объяснить не столь высокий уровень конкуренции. Считаю, благодаря небольшому объему, рынок мало интересен китайским производителям, что является несомненным плюсом: ведь на некоторых российских рынках китайская продукция занимает до 15%, тогда как на рынке металлических кабельных лотков – менее 1%. Тем не менее, китайцы могут составить серьезную конкуренцию при поставке КНС на объекты, которые реализуются при китайском финансировании, либо запроектированные в Китае и строящиеся китайскими инжиниринговыми компаниями (ЕРС). В последнее время таких примеров немало и в России и в СНГ, где КНР очень активна.
Вопрос: В чем преимущества Вашей компании на этом рынке?
С.М.: Прежде всего это оптимальное соотношение цена-качество. Добились мы этого путем оптимизации технологии и уменьшением издержек за 20 лет работы на рынке. Кроме того, будучи российским производителем мы сумели обеспечить не только тотальное присутствие со своим товаром на территории от Калининграда до Владивостока, но и импортозамещение.
Вопрос: Каковы особенности вашей продукции?
С.М.: Кабеленесущая система создавалась и развивалась как системный, импортозамещающий продукт, с учетом потребностей рынка и пожеланий монтажников-практиков. Основные принципы создания системы: универсальность в применении ее элементов , разумная достаточность, возможность создавать кабельные трасы любой сложности на любых объектах, включая особо ответственные.
Вопрос: Какая отрасль является наиболее привлекательной для вас?
С.М.: Наша продукция поставляется почти во все отрасли и на объекты где прокладывается кабель. Однако наиболее интересны для нас на сегодня такие отрасли как нефтегаз, нефтепереработка, химия, нефтехимия, энергетика, горнодобывающая, ЦОД. Это обусловлено высоким потенциалом роста данных отраслей, их стабильностью. Думаю мы сможем успешно конкурировать там с традиционными поставщиками уже в ближайшее время.